Словарь терминов антинаркотической политики и управления
Доклад Кузичева И.А. на Международном семинаре
«Возможна ли координация в антинаркотической деятельности без общего для всех языка? Словарь терминов антинаркотической политики и управления». (9 февраля 2007 г., Санкт-Петербург)
«Термины – это защитные механизмы старых парадигм»
Юрьев А.И.,
профессор, доктор психологических наук,
Заведующий кафедрой политической психологии
В Санкт-Петербургском государственном университете
Сегодняшняя наркополитика как в мире, так и в России насквозь пронизана политкорректностью. Права человека, больного, право выбора, заместительная терапия, программа снижения вреда и т.д. Политкорректность хороша в мирное и спокойное время.
Поражающий эффект от распространения наркотиков во многих странах превосходит многократно поражающий эффект от оружия массового уничтожения. За период с 90-х годов по настоящее время – количество пораженных этой заразой с нескольких тысяч человек достигло 6 млн. человек. А это уже агрессия. Наркоагрессия. Война, которая угрожает нациям и государствам потерей ими своей независимости. А на войне, чтобы в ней победить, нужно давать четкие и однозначные команды. «Если приказ может быть понят неправильно, он будет понят неправильно!»
На повестке дня самым актуальным является вопрос терминов и понятийного аппарата.
Несколько примеров:
Представим себе преподавание в нашей школе на нецензурном языке с употреблением терминов, которыми пользуются преступники и уголовники. Какое образование получат наши дети? Или обучаем военных гражданским языком и терминами? Защитят они нас?
Сегодня нам навязывают нейтральные, не говорящие об угрозе, термины: наркомания, наркотики, наркобизнес, наркобарон, наркодилер, оборот наркотиков, злоупотребление наркотиками …
Слово наркотик нейтрально – используется как в позитивном смысле, так и негативном. Бизнес и барон имеют положительное значение, а нарко –нейтрально. Как итог – молодое поколение относится к этим явлениям либо безразлично, либо нейтрально, но никак не отрицательно. Злоупотребление наркотиков. А что есть добро от употребления?
Ситуация давно требует однозначных терминов. Давно пора осознать, что ситуация требует называть вещи и действия своими именами.
Вместо наркотики – наркотические яды!
Для справки:
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
ЯД
ЯД м. отрава, всякое вещество, убийственное или вредоносное в пище, либо в дыхании, в примеси ко крови или при переходе его иным путем в тело человека, животного. Ядом зовут снадобья, зелья, средства сильно и довольно быстро вредящие, отравляющие, могущие причинить смерть.
Яды одурные или наркотичные, более растительные, поражающие жизненную силу, убийственно действующие на самую жизнь.
Вместо наркобизнес – наркоагрессия!
Для справки:
Энциклопедия социологии
АГРЕССИЯ (лат. aggredio - нападать) - понятие, используемое в настоящее время для обозначения самых разнообразных видов и форм поведения - от реплик и элементов пародий до применения различных мер физического воздействия, включая и такие из них, которые заканчиваются индивидуальным или массовым летальным исходом.
В значении, близком к нормативному, оно употребляется сегодня в психологии и социологии (см.), где им обозначается индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека.
Вместо наркоман – человек, уничтожаемый, пораженный, отравленный наркотическим ядом!
Вместо оборот наркотиков – оборот наркотических ядов!
Вместо ответственность за распространение наркотиков – ответственность за распространение наркотических ядов, биологических и синтетических ядов, оружия!
Это не исчерпывающий перечень, но уже адекватно информирующий граждан, общество и государство о реальном положении дел.
Давайте попробуем перефразировать уже ставшие привычными и не волнующими нас словосочетания, которые используются для профилактики, антинаркотической пропаганды и посмотрим что получится.
В ночных клубах распротраняют яды, наркотические яды (сегодня звучит наркотики). Много будет любопытных, желающих попробовать яд или находится в этом помещении? Примените к себе и почувствуйте. Разницу. Перед вами пять яблок, одно из них отравлено ядом. Попробуйте! Не хочется яблока совсем.
В соседнем подъезде живет наркодилер или наркоубийца, наркоагрессор, наркотеррорист? Ваши действия и ваше отношение? Изменилось что-то?
Сегодня детям рассказывают в школе о вреде наркотиков. А если будут рассказывать честно о ядовитых веществах, о действиях яда, как он отравляет и разрушает организм и человека? Почувствовали разницу.
Наркозависимый – человек систематически употребляющий наркотические яды.
Много вы видели людей испытывающих интерес к ядам? А что мы делаем, когда встречаемся с местом, где висит предупреждающий знак о ядовитых веществах, радиоактивных веществах. Автоматически рождается желание быстрее покинуть зараженное место, да еще сообщить кому следует.
Полагаем, что на этой базе должна формироваться сегодня политика, направленная на отражение наркоагрессии против наших народов и государств. И существенно вырастит эффективность в деятельности всех тех, кого это касается. А касается это всех и каждого.
АНО «Институт Поведения»
г. Москва
19 января 2007 года