Чего не хватает самоубийцам. И на чём не стоит экономить.

Сергей Судаков

директор НИИ нормальной физиологии РАМН, член-корреспондент РАМН, профессор.

"Методика делает человека устойчивым к проявлениям стресса"
Татьяна Клименко

помощник министра здравоохранения РФ, доктор медицинских наук, профессор.

"Методика учит преодолевать главные негативные эмоции человека"
Василий Мосин

Российский стрелок, заслуженный мастер спорта РФ, Олимпийский чемпион.

"Методика может применяться в любых случаях"

БУДЬ, ЛАСКА!

БУДЬ, ЛАСКА!

На моем плече невозмутимо сидит Роджер. Его совсем не беспокоят пристальные взгляды кошек. Ему не мешает музыка, и не пугают звуки, доносящиеся с улицы. Он шевелит своим розовым носиком, пытаясь понять: откуда исходит незнакомый запах? Через несколько секунд он поймёт, что так пахнет новая книга, лежащая передо мной. Такая беззаботность вполне оправдана, ведь его жизнь безопасна и легка. Роджер - пушистый выходец из лаборатории, в которой я изучала фармакологическое действие растительных экстрактов. Когда ему исполнилось две недели, самоотверженная крыса-мама раздвинула прутья клетки и выпустила своих крысят навстречу взрослой жизни за пределами лабораторной тюрьмы. Самка крысы - умное и общительное животное с сильным материнским инстинктом. У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка, прекрасная мать, клюет и может даже убить чужого птенца, забредшего на ее окологнездовую территорию. А вот сироток шимпанзе могут усыновить не только самки, но и самцы. Потерявшим маму крысятам шансов ещё больше: их, напуганных и одиноких, иногда подбирают сердобольные научные сотрудники. Наука ищет ответ, почему люди, пережившие травму в раннем детстве, на всю жизнь сохраняют ее эмоциональный след. Исследование процесса выращивания многих поколений лабораторных крыс – прекрасный способ наблюдать, как ранние переживания формируют связь между матерью и детьми.

Инстинктивная любовь самок крысы к детенышам - совокупность врожденных реакций, включающая в себя строительство убежища-гнезда, кормление, чистку, перетаскивание крысят, их защиту, позже — игру и «воспитание». Находясь с детенышами в гнезде, самка регулярно вылизывает их, осуществляя тем самым тактильную стимуляцию кожных покровов. Детеныши, в свою очередь, стремятся найти мать и покрепче прижаться к ней (Инстинктивная потребность успокоить себя контактом с матерью остается на всю жизнь). Эти две формы соматосенсорной стимуляции - вылизывание и скучивание - крайне важны для нормального психофизиологического развития молодняка и оказывают прямое влияние на формирование модели родительского поведения. Замечательно, что если забрать маленьких самочек у матери, которая не увлекается вылизыванием, и вырастить их в помете другой, более заботливой крысы, то они в будущем станут внимательными матерями. Если сделать наоборот и вырастить самочек из помета заботливой матери в помете равнодушной, они усвоят качество приёмной матери. Тактильный контакт и вылизывание регулируют реакцию маленьких крысят на стресс и их способность к адаптации. Матери, которые не ленятся подолгу вылизывать своих малышей, растят лучше справляющихся со стрессом отпрысков, чем не слишком усердствующие мамы. Кроме того, из малышей вырастают более жизнеспособные взрослые, а самочки вдобавок передают эту поведенческую черту следующему поколению. Они лучше приспособлены к продолжению рода. Когда исследователи изучили мозг этих крыс, то обнаружили различия, особенно в той зоне мозга, которая называется гиппокампом и участвует в реагировании на стресс. У крыс, обладавших высокой приспособляемостью, экспрессия гена, притупляющего реакцию на стресс была более выражена. Вылизывание высвобождает "нейротрансмиттер благополучия" серотонин, который регулирует деятельность гена, управляющего глюкокортикоидными рецепторами гиппокампа.

Но справедлива ли эта закономерность для людей? Существуют ли свидетельства того, что ранние переживания хранятся в нас на протяжении всей жизни? Изучение мозга самоубийц показывает, что у людей, подвергавшихся насилию в раннем возрасте, экспрессия гена, управляющего глюкокортикоидными рецепторами гиппокампа, снижена по сравнению с теми, у кого подобной травмы не было. Казалось бы, изменив экспрессию гена можно предотвратить беду. Но, не существует одного-единственного гена, отвечающего за реакцию на стресс, да и типов стресса множество, и действуют они на людей по-разному. Поэтому безусловно важным оказывается наполнение жизни каждого неслучайного существа, появившегося в твоей жизни, соматосенсорными стимулами, серотониновысвобождающими нежностями, дофаминсекретирующими ласками, и предотвращающими метилирование гена, управляющего глюкокортикоидными рецепторами гиппокампа, поцелуями. Будьте ласковы!

* «будь ласка» по-украински значит «пожалуйста».