ЗАРАЖАЙТЕ И ЗАРАЖАЙТЕСЬ!
-Здравствуй, красавица!- в кабинете появилась новая пациентка. Угрюмая и взъерошенная. Обиженная на весь белый свет. Итак, в реабилитационном центре для диких животных пополнение. Это молоденькая самка Corvus corax (Во/рона обыкновенного). Клара навсегда лишена радости полета: ещё птенцом её заточили в тесный вольер, о прутья которого она снова и снова ломала неприспособленные для такой жизни крылья. Отныне я стану для неё родной матерью. Все заботы о пернатой ложатся на мои плечи.
Через минуту Клара оставляет на моей щеке серьёзную царапину мощным клювом. Как бы давая понять, что отношения наши не будут лёгкими.
Среди подопечных Центра енот, пойманный собаками. Сокол, запутавшийся в сетке футбольных ворот. Лисенок с перебитой лапкой и другие животные, попавшие в непростые жизненные ситуации. Но не взлюбила меня только Клара. Именно она любой ценой старалась ущипнуть, как только я оказывалась в поле её хорошего вороньего зрения.
Надо сказать, что в реабилитационном центре каждое животное, даже последняя кошка, может рассчитывать на сострадание и квалифицированную ветеринарную помощь. Наша маленькая Corvus corax получала их в полном объеме, в комплекте с лакомствами и блестящими безделушками. Но ничто не отвлекало Клару от постоянного желания цапнуть меня или клюнуть.
В моей жизни случилась беда. Моя близкая подруга покончила с собой. Ничто не предвещало трагедии. Она была талантливым и успешным музыкантом. Много друзей, любящий муж. Накануне вечером мы репетировали концерт для двух скрипок с оркестром. А утром я узнала что домой она не вернулась. В момент, когда её муж в телефонном разговоре сообщил мне, что нашел предсмертную записку, я меняла воду в вольере Клары. Опустившись на пол прямо у вольера, я зарыдала. Неожиданно ко мне спустилась Клара. Она словно почувствовала, что со мной что-то не так. Птица осторожно подошла и легла мне на колени.
Другие животные, подобно нам, могут подстраиваться под чужое эмоциональное состояние. Это происходит благодаря зеркальным нейронам – клеткам головного мозга, которые реагируют на действия других людей так же, как если бы их совершали мы сами. Если вы подойдете к группе весёлых знакомых, то, скорее всего, заулыбаетесь еще до того, как услышите шутку. Если же вы встретитесь с людьми, недавно потерявшими близкого, то даже если они ничего не скажут по поводу своей утраты, вы почувствуете тяжесть в груди, сухость в горле и подступающие слезы. Ученые называют такое состояние «эмоциональным заражением» или эмпатией. Когда вы регулярно взаимодействуете с животным, вы учитесь чутко подмечать малейшие изменения в его поведении, а оно в вашем. И Клара, в конечном итоге, ответила состраданием на сострадание.
Эмоциональное заражение представляет собой процесс, благодаря которому мы неосознанно, на синаптическом уровне, "зеркалим" состояние другого человека, а потому прекрасно понимаем его чувства. Благодаря зеркальным нейронам, мы, даже просто наблюдая, подсознательно понимаем причины мимики и жестов других людей.
Мы часто видим как люди, которые долго и счастливо живут вместе, с каждым годом все больше становятся похожими друг на друга. Внешнее сходство появляется, даже если изначально это были совершенно непохожие друг на друга люди. Причём, любопытно: чем более счастливой и благополучной была совместная жизнь, тем в большей степени проявляется сходство. В этом нет ничего мистического. Так же не нужно искать причину в нетрадиционных способах передачи генетической информации. Просто супруги на протяжении многих лет находятся в состоянии эмоционального подражания. То есть каждый из них так часто и точно "зеркалил" выражение лица партнера, что сотни крошечных мышечных соединений с кожей постепенно изменили черты лица!
Итак, «эмоциональное заражение» научно подтверждено. Официально доказано, что эмпатия играет важную роль в наших личных и деловых отношениях. Тем не менее, мы пока ещё не осознали в полной мере нашу способность влиять на эмоциональное состояние окружающих. Как и собственную возможность подвергаться этому влиянию.
К счастью, радость “заразнее” грусти, и эмоциональное заражение может найти практическое применение в нашей жизни. Ведь каждый из нас может стать «очагом заболевания» такими инфекциями, как радость, восторг, симпатия… Особенно для тех, кто остро в них нуждается.